Прогуливаясь по Невскому проспекту, рано или поздно придёшь к этому памятнику, установленному на площади Островского напротив Александринского театра ― памятник великой русской императрице Екатерине II.

Для начала немного фактов: установлен в 1873-ем году по приказу Александра II, стиль памятника определяют как необарокко (недорогое барокко), изготовлен памятник из бронзы, постамент из гранита, автор памятника ― Михаил Осипович Микеншин. Памятник вышел очень дорогой, на него ушло почти полмиллиона рублей тогдашних денег (Википедия говорит, что 456896 рублей). Не люблю факты ни о чём, поэтому постараемся прикинуть, сколько это по нынешнему курсу. Аляску продали в 1867 году за 7,2 млн долларов, курс доллара тогда был 1 рубль 30 копеек (по данным сайта russian-money.ru). Вряд ли за шесть лет курс доллара сильно изменился, и если пересчитать те деньги по сегодняшнему курсу доллара (64 рубля для 2016-го года), то получится примерно 22,5 миллиона современных рублей. Но это если считать на доллары. Если пытаться вычислить стоимость через стоимость пшеницы (тогда и сейчас), то цифры получаются сильно другие... к тому же, себестоимость производства с тех пор заметно изменилась, так что мне не очень понятно, к чему столько сайтов приводит данные о стоимости памятника. Строился он за счёт казны, ибо это было повеление царя. В царских династиях родственники вообще любят увековечивать друг друга в различных твёрдых предметах, и в данном случае можно быть уверенным, что не о будущем туристическом бизнесе пеклись все эти заказчики всех этих статуй.

Слово памятник происходит от слова память. И в данном случае мне лично хочется заметить, что не считаю этот памятник ненужным или каким-то, может быть, лишним, хотя задумка Карла Ивановича Росси по поводу площади между театром и Невским полностью уничтожена (ещё и деревья так сильно разрослись). Екатерина II приходилась Александру II прабабкой и, судя по его планам, сохранившимся в воспоминаниях его современников, он хотел устроить своей прабабке нечто вроде настоящего мемориала. В том числе увековечив в бронзе и граните многих достойных деятелей эпохи Её правления в том же самом парке на площади Островского.

К историческим личностям можно по-разному относится. Но нельзя не признать тот факт, что стиль управления Екатерины II (не важно, каким он был) сделал Россию по-настоящему сильным государством. Она тоже вела множество войн, проводила реформы, что-то реорганизовывала. Были в её правлении и промахи, но в целом, если сложить все плюсы и минусы, не получается сказать, что Екатерина II была такой уж бездарной правительницей. По крайней мере, она окружала себя людьми, способными принимать решения, что как раз и есть признак сильного лидера. Конечно, к её достижениям можно относиться по-разному, но меня лично не удивляет отсутствие в ней веры в русского человека, ведь именно при Екатерине II в России появились немцы, приложившие немало усилий к развитию скрытого в нашей стране потенциала. Хотя справедливости ради надо сказать, что иностранцев на Руси всегда было полно. Собственно говоря, и национальность «русский» даже не сколько национальность, сколько прилагательное, которое в общем-то в царской России расшифровывалось как «подданный русского царя», и при этом совершенно неважно происхождение этого подданного. Поэтому были не просто русские (куда входили также белорусы и украинцы), но также и русские татары, русские евреи и даже русские немцы.

Но... это всё, как говорится, лирика. Рассмотрим же сам памятник. Я не хочу останавливаться на личностях вельмож, изображённых у пьедестала великой императрицы, и не стану тут косплеить google и давать нужные ссылки, тем более что я не из тех людей, кто любит забивать голову фактами, которые ты всё равно не запомнишь. И не приходится сомневаться, что рядом с Екатериной изобразили людей более чем достойных, о каждом из которых уже написаны тома биографий. Разумеется, все эти люди достойны того, чтобы их помнили. Фигура царицы возносится над всеми, находящимися на площади, включая её вельмож. В руках у неё скипетр, символ власти с двуглавым орлом. Корона Российской Империи у ног, и это, как мне кажется, символ служения императорствующего лица своему народу. Кстати, есть мнения, что, мол, плохо что корона у ног. Что она должна быть где-то в другом месте, но мне лично кажется, что, наоборот, этот символ именно в таком месте показывает, что Екатерина II рассматривала власть не как цель, а как инструмент. Возможность что-то сделать ― вот что для неё было главным. И она делала. Не сама, разумеется, руками своих подданных, некоторых которых как раз и изобразили в этом памятнике. Но в том смысл царя в общем-то и есть: задать направление и подобрать нужный генералитет. Император (или императрица) ― это прежде всего носитель идеи. А идей у Екатерины II было много, это точно. Она была несомненно сильной личностью. Но эта сила не заставляла её пребывать на пике своей власти в одиночестве, и в этом тоже скрыт определённый смысл памятника: с одной стороны, она была сильной личностью сама по себе, с другой стороны, она была сильной личностью, потому что окружала себя выдающимися людьми.

Это не просто памятник ― это настоящий монумент. Сейчас сложно представить себе Питер без этого памятника. Тем более что фигуры выполнены анатомически точно, потрясает качество работы ― статуи застыли как живые. Портретное сходство также поражает качеством исполнения. И сама композиция ― колокольно-пирамидальная ― величественной стрелой возвышается посреди небольшого парка, неизбежно привлекая к себе внимание в любую погоду.

В общем, как говорится, раньше памятники делать умели...

 

* * *

 

If you walk along Nevsky Prospect you will definitely come to this monument, which is located on Ostrovsky square opposite the Alexandrinsky theater. This is the monument to the great Russian Empress Catherine II.

A few facts for beginning: it established in 1873 by order of Alexander II; the style of the monument is a neo-Baroque (inexpensive Baroque); the monument is made of bronze, the pedestal is made of granite. The author of the monument is Mikhail Osipovich Mikeshin. The monument is very expensive, it took almost half a million rubles (Wikipedia says that it was 456896 rubles, and at the rate of those times it is really very expensive). I don't like facts about anything, so we'll try to figure out how much it is at the current rate. Alaska was sold in 1867 for 7.2 million dollars, the dollar exchange rate was then 1 ruble 30 kopeks (according to the site russian-money.ru). It is unlikely that the dollar exchange rate has changed much in six years, and if you recalculate that money at today's dollar exchange rate (64 rublesfor 2016), you will get about 22.5 million modern rubles. But it is if you count on dollars. If you try to calculate the cost through the cost of wheat (then and now), the prices will be very different... In addition, the cost of production has changed significantly since those times, so I don't understand why so many sites indicate the cost of this monument. It was built at the expense of the Treasury, because it was the order of the tsar. In the Royal dynasties of relatives like to perpetuate each other in a variety of solid objects. In this case we can be sure, that customers of all these statues did not care about the future of the tourist business.

In Russian, the word "monument" comes from the word "memory". And in this case, I want to note that I do not consider this monument unnecessary or perhaps superfluous, although Karl Ivanovich Rossi's idea about the square between the theater and Nevsky Prospect has been completely destroyed (also, the trees are very overgrown). Catherine II was Alexander II's great-grandmother. Judging by his plans, preserved in the memoirs of his contemporaries, Alexander II wanted to arrange something like a memorial for his great-grandmother. He wanted to immortalize in bronze and granite many worthy figures of the era of Her reign in the same-named park on Ostrovsky square.

Historical figures can be treated differently. But it is impossible not to recognize the fact that the style of governance of Catherine II (no matter what it was) made Russia a truly strong state. It also waged many wars, carried out reforms, reorganized something. There were mistakes in her reign, but in general, if you add up all the pros and cons, you can not say that Catherine II was such a mediocre ruler. At least, she surrounded herself with people who could make decisions, which is exactly the sign of a strong leader. Of course, her achievements can be treated differently, but I am not surprised by her lack of faith in the Russian people. It was at Catherine II's reign the Germans appeared in Russia, who put a lot of effort into developing the hidden potential of Russia, although it is fair to say that foreigners in Russia has always been full. "Russian" is not so much a nationality as an adjective, which, in general, in Russian Empire was deciphered as "a subject of the Russian Tsar". At the same time, the origin of this subject does not matter at all. Therefore, it was not just the Russians (which also consisted of Belarusians and Ukrainians), but also Russian Tatars, Russian Jews and Russian Germans.

But... this is lyrics, as people say. Let's consider the monument itself. I don't want to dwell on the personalities of the grandees depicted at the pedestal of the great Empress, and I won't cosplay google here and give the necessary links, especially since I'm not one of those people who like to fill head by excess facts. There is no doubt that near to Catherine depicted people more than worthy, each of whom has already written volumes of biographies. Of course, all these people deserve to be remembered. The figure of the empress rises above everyone in the square, including her nobles. She holds a scepter in her hands, a symbol of power with a double-headed eagle. The crown of the Russian Empire is at her feet, and, I suppose, it is a symbol of the service of this Imperial person to her people. By the way, there are opinions that it's bad that the crown is at her feet. Possible, it should be somewhere else, but I think that, on the contrary, this symbol in a such place shows that Catherine II considered power not as a goal, but as a tool. The possibility to do something ― this was important for her. And she did. Not herself, of course, by the hands of her subjects, some of whom were depicted in this monument. But this is the meaning of the reigning person: to set the direction and to choose the right generals. The Emperor (or the Empress) is first of all the bearer of an idea. And Catherine II had a lot of ideas, it's fact. She was definitely a strong personality. But this potential did not remain her at the peak of her power alone, and this has a certain meaning of this monument, as well: on the one hand, she was a strong person by herself; on the other hand, she was a strong person because she surrounded herself with outstanding people.

This is not just a monument ― it is a memorial monument. Now it is difficult to imagine St. Petersburg without it. Moreover, the figures are made anatomically accurate, the quality of work is amazing ― the statues are frozen as if alive. The portrait similarity is also striking in the quality of execution. And the composition itself (as bell-pyramid) rises like a majestic arrow in the middle of a small park, inevitably attracting attention in any weather.

Well, we can say that people of Past could make the great monuments...

 

2016, translated in 2020

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подробный рассказ о памятнике любознательные могут прочитать на Citywalls

The curious people can read a detailed story about this monument on website Citywalls (in Russian)

 

 

Другие фотографии Санкт-Петербургa - Other pictures of Saint Petersburg

 

Главная страница - Home

 

2016-2020 © Taema Dreiden