Буддизм является основной религией Камбоджи. Википедия утверждает, что почти все камбоджийцы исповедуют эту религию, и внешне страна действительно выглядит так, будто здесь в плане религиозных верований тотальное предпочтение отдано буддизму. Но это не единственная религия в стране, есть очень немного мусульман (мы даже две мечети видели), есть и христиане, но их ещё меньше.

При этом буддизм, как это часто бывает на Востоке, сочетается с добуддийскими верованиями, поэтому здесь во дворах или в домах можно встретиться маленькие алтари/святилища, которые ставят с целью задобрить духов-защитников того или иного места. Также у многих здесь на руках повязаны красные или розовые веревочки — признак благословения монахов, которые повязывают во время посещений храмов.

Как известно, в буддизме есть несколько направлений. В Камбодже исповедуют одно из старейших — тхераваду, которое ведёт своё начало от Гаутамы Будды и ставит себе целью достичь состояния, полностью свободного от всех загрязнений и заблуждений. Сейчас существует восемнадцать школ буддизма, из которых одна называется Махаяной («Большая колесница)», а все остальные — относятся к так называемой Хинаяне («Малая колесница»). Так вот, тхеравада — учение, возникшее ещё аж до Махаяны (источник). Поэтому тхеравадины очень трепетно относятся к заветам своего Учителя и, видимо, именно поэтому их одежды (так наз. «кашая») оранжевого цвета — в память о том, что Гаутама подбирал выброшенную одежду и очищал её шафраном.

Монахов в Камбодже довольно много. Они живут по соседству с обычными жителями на территориях монастырей, которых сейчас тоже много — некоторые причём пришлось восстанавливать после кровавого режима Пол Пота, который считал, что религий быть не должно, поэтому и историческое наследие камбоджийцам тоже ни к чему.

В прошлом у Камбоджи было достаточно религиозных войн, так как некоторые из правителей придерживались индуизма, и тогда буддизм подвергался гонениям. В итоге то буддисты приходили в храмы, то индуисты — так и гоняли друг друга, пока буддизм окончательно не победил. Статуи будд то сносили, то поднимали обратно (из того что можно было собрать), а потом их опять сносили. Поэтому разрушения в старых храмах часто не от времени, а от рук человеческих.

Сейчас к статуям будд и бодхисатв камбоджийцы относятся очень трепетно, даже если эти статуи разрушены (почти всегда знают, почему разрушены). К монахам здесь относятся тоже почтительно, я нигде не заметила, чтобы на монахов косо смотрели или относились к ним с пренебрежением. Да и сами монахи весьма дружелюбны.

Вообще монахи — народ мирный. Не всегда жизнерадостный, но в целом они производят очень благоприятное впечатление. Они живут вполне обычной жизнью (в пределах своих обетов, разумеется) и часто пользуются современными благами цивилизации. Прогуливаясь по Камбодже, их невозможно не встретить — их оранжевые кашаи видны повсюду. К тому же, многие отдают своих детей в буддийские монастыри, чтобы те получили бесплатное образование. Поэтому монахов часто можно встретить с какой-нибудь книгой.

Честно сказать, мне не удалось пообщаться с буддийскими монахами. Но мне хотелось бы верить, что они действительно верят заветам Гаутамы Будды. Буддизм пропагандирует здравый смысл и интеллектуальное развитие. И хотя я лично не сторонник религии как таковой (я за здравый смысл без религии), мне хочется верить, что пока в Камбодже есть люди, которые мыслят в том же направлении, что и Великий Учитель, у этой страны возможно прекрасное Будущее.

 

* * *

 

Buddhism is the main religion of Cambodia. Wikipedia claims that almost all the Cambodians practice this religion, and outwardly, the country really looks like there is a total preference for Buddhism in terms of religious beliefs. But this is not the only religion in the country. There are very few Muslims (we even saw two mosques). Also, there are Christians, but even fewer of them.

At the same time, Buddhism, as is often the case in the East, is combined with pre-Buddhist beliefs, therefore, you can meet small altars/shrines in the courtyards or in the houses, which are set up in order to appease the protective spirits of a particular place. Also, many people here have red or pink strings on their hands — a sign of the blessing of the monks who tie them during visits to temples.

As you know, there are several directions in Buddhism. In Cambodia, people practice one of the oldest — Theravada, which originates from Gautama Buddha and aims to achieve a state completely free from all pollution and delusions. Now there are eighteen schools of Buddhism, of which one is called Mahayana ("Great Vehicle"), and all the others belong to the so-called Hinayana ("Small Vehicle"). So, Theravada is a teaching that originated before the Mahayana (source). So, the Theravadins are very sensitive to the precepts of their Teacher, and, apparently, this is why their clothes (so-called "kasaya") orange — in memory of the fact that Gautama picked up discarded clothes and cleaned them with saffron.

There are quite a few monks in Cambodia. They live next to ordinary people in the territories of monasteries, which are now also many. Some monasteries had to be restored after the bloody regime of Pol Pot, who believed that there should be no religions, so, the historical heritage of the Cambodians is also useless.

Cambodia has had enough religious wars in the past due to some rulers adhered to Hinduism, and this was the reason for the persecution of Buddhism at those times. As a result, the Buddhists came to the temples, then the Hindus, then again Buddhists, and so on. So they pitched out each other until Buddhism finally won. The statues of the Buddhas were demolished, then raised back (from what could be collected), and then they were demolished again. Therefore, the destruction in old temples was often not from time, but from human hands.

Now the statues of Buddhas and Bodhisattvas are treated very reverently by Cambodians, even if these statues are destroyed (local people almost always know why they were destroyed). The monks here are also treated with respect. I never noticed that the monks were looked at askance or treated with disdain. And the monks themselves are very friendly.

In general, the monks are a peaceful people. Not always cheerful, but on the whole they make a very favorable impression. They live quite ordinary lives (within the limits of their vows, of course) and often use the modern benefits of civilization. Walking through Cambodia, it is impossible not to meet them — their orange kasayas are visible everywhere. Also, many people send their children to Buddhist monasteries to receive free education. Therefore, monks can often be found with a book.

To be honest, I did not manage to communicate with the Buddhist monks. But I would like to believe that they really believe the precepts of Gautama Buddha. Buddhism propagandizes common sense and intellectual development. And although I personally do not support religion in principle (I am for common sense without religion), I want to believe that as long as there are people in Cambodia who think in the same direction as the Great Teacher, this country can have a great Future.

 

2016, redaction and translation in 20211

 

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

21

 

 

Для любознательных рекомендую ознакомиться со статьёй Натальи Рокотовой (она же Е.И. Рерих) "Основа буддизма" (1926 г.). Данная статья поможет лучше понять учение самого Будды вне зависимости от трактовок его учения его последователями.

For the curious, I recommend to read the article by Natalie Rokotoff (aka E. I. Roerich) "Foundations of Buddhism" (1926). This article will help to better understand the teachings of the Buddha himself, regardless of the interpretations of his teachings by his followers.

 

 

Другие фотографии Камбоджи - Other photos of Cambodia

 

Фотографии Пномпеня - Photos of Phnom Penh

 

Главная страница - Home

 

2016-2021 © Taema Dreiden